Семейный бюджет

0 Comments

Для страховщиков важно отслеживать и понимать финансовое поведение и привычки населения. Это знание помогает при разработке страховых продуктов и анализе потребительских трендов, в том числе в анализе востребованности страховой защиты. Ведут ли семейный бюджет, кто именно и насколько системно, сколько человек тратит на базовые нужды и сколько у него остается на накопления, есть ли они вообще – все это эти вопросы мы задаем себе регулярно. Страховой Дом ВСК также, как и коллеги по индустрии, периодически делает такого рода сфокусированные социологические исследования и фиксирует результаты.

В текущем исследовании необходимо было разобраться в особенностях финансового планирования и контроля расходов, направлений трат семьи и наличия финансовой подушки (накоплений). Разберем результаты опроса (аудитория — городское население, в возрасте 18-55 лет) чуть подробнее, чем выше в релизе:

1. Ведется ли семейный бюджет

•       Регулярно ведется учет доходов и расходов у 43% семей, в то время как, либо не ведут семейный бюджет, либо ведут его от случая к случаю 57% респондентов (причем доля тех, которые никогда его не вели – 13%, и еще 1% в целом не знает, что это такое). Это важный индикатор — финансовое планирование невозможно без контроля расходов и бюджета, и мы видим, что такого рода системное поведение выраженно для менее половины семей.

•       С точки зрения возрастных отличий – молодое поколение (до 34 лет) ведет бюджет регулярнее по сравнению со старшим (35 лет+) – 46% бюджет ведет молодежь vs только 40% возрастной сегмент (притом в этой группе больше те, кто никогда не вел бюджет — 16%). Это может говорить о том, что молодежь выглядит в целом несколько более финансово грамотным поколением

•       Столица также показывает несколько более высокое проникновение регулярного ведение бюджета семьи, чем остальные регионы – половина семей столицы ведут бюджет регулярно, еще 40% время от времени и только каждый десятый (10%) не ведут вовсе

2.    Общий бюджет или семейный. Кто его ведет

•       Из тех, кто ведет бюджет – большинство (77%) ведут общий бюджет семьи, остальные – раздельный. Причем в силу возраста среди группы 18-24 лет ведущих раздельный бюджет больше – 29%, а в целом среди молодёжи (18-34 года) – таких 23% vs 16% среди возрастной аудитории.

•       Если ведут общий семейный бюджет, то в основном совместно – 46%, среди остальных 36% семей это делает один из супругов (жена – 22%, муж – 14%), другие родственники (преимущественно родители) – ведут бюджет в 13% случаев. Среди москвичей несколько больше семей, где бюджет ведет супруг (22%), в то время как в остальных регионах – супруга (27%)

3.    Статьи бюджета – на что и сколько тратят в % от бюджета

•       В среднем аудитория до трети своего бюджета тратит на еду и продукты питания. На медицину тратят до 10% бюджета (7% в среднем).

•       Еще 11% бюджета идет на одежду, причем для 9% затраты на одежду превышают 20% бюджета. На коммунальные платежи – 10%, напомним, что часть группы 18-24 живет с родителями и не платит за коммуналку. Отдельно отметим, что для трети опрошенных характерно совершенно ничего не тратить на самообразование и обучение.

•       Примерно 7% бюджета в среднем идет на развлечения. Население в среднем занимается откладыванием (инвестированием) средств на различные цели – примерно 10я часть бюджета семьи идет на сбережения/накопления, правда 20% население регулярно ничего не откладывает на накопления.

4.    Есть ли накопления и в каком размере

•       Те или иные накопления есть у 67% городского населения, причем делают больше накоплений в группах 18-44г, в то время как среди возраста 45+ почти 41% накоплений в принципе не имеет. В целом молодежь в возрасте 18-24г несколько больше накапливает (молодежь – 70%, возрастные только 63%). В столице накоплений делает большая доля населения, чем в других городах (70% vs 65%)

•       Так что же считают накоплениями: среди тех, кто хоть что-то сберегает – больше половины (53%) максимум до 6 мес. расходов семьи (28% — на 3 мес.). В целом, больше половины населения в принципе либо не делает накоплений, либо эта финансовая подушка не превышает 3 мес. (в целом только 48% населения имеет накопления достаточные, чтобы покрыть свыше 3 месяцев расходов семьи)

Комментарий:

Ключевой вопрос– это как люди контролируют свои расходы и планируют жизнь. Мы видим, что только 43% городского населения делает это регулярно (и 14% не вели бюджет никогда в жизни или не знают, что это такое), тем не менее еще 42% контролируют свои расходы от случая к случаю.

Судя по нашему предыдущему замеру доля контролирующих расходы регулярно немного приросла (с 39% в 2021г до 42% в 2024г). Но пока все еще остается довольно низкой, особенно на фоне финансовых привычек населения, например, Франции, где системно ведут семейный (или раздельный) бюджет порядка 85% населения[i].

Еще один важный показатель – это сберегательные привычки, то есть какова доля жителей, у которой есть накопления (хотя бы от 3 месячных расходов семьи и выше). Исследование показало, что среди городского населения РФ таких порядка 48%, в то время как в том же Китае более 90% семей.

Финансовая грамотность населения — основа для роста осознанности страхования. А возможность сохранить свой образ жизнь несмотря на обстоятельства – главная выгода страховой защиты. Мы видим, что постепенно уровень финансовой грамотности повышается, но путь предстоит еще достаточно долгим.



Федор Стоянов, руководитель управления аналитики и исследований Страхового Дома ВСК

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *